Театр Малый театр

Государственный академический Малый театр, один из старейших в России.
Труппа Малого театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в стране.
На основе университетского театра был создан драматический Большой Петровский театр в Москве. Репертуар состоял из лучших произведений русской и мировой литературы авторов: Фонвизина, Крылова, Мольера, Бомарше.
В начале царствования императора Александра I труппа пополнялась актёрами крепостных театров. В 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. Чуть позже архитектор Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр. Название«малый», как и находившийся рядом «большой» театр (для оперных и балетных постановок), поначалу обозначало лишь их сравнительные размеры.
Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем Петра Мочалова. Этот великий трагик стал выразителем времени надежд и разочарований русского общества 1820-1840 гг., противоречивой эпохи императора Александра I. Мочалову, актеру-плебею, по выражению воспевшего его критика Белинского, удалось преодолеть каноны прежнего стиля, выраженного эстетикой классицизма. Вместо декламации и торжественной позы, актёр привнес на сцену «лаву горячей страсти и жесты, поражающие страданием и болью».
В 1822 в труппу пришёл уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актёр Михаил Щепкин. «Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», - сказал о Щепкине Герцен.
Репертуар Малого театра был обширен: от классических драм до легких водевилей. «Еще при жизни Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: «Руслана и Людмилы», «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган». Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. В Малом театре впервые в Москве была полностью показана комедия Грибоедова «Горе от ума». Эта постановка оказалась значимым этапом в истории театра - он стал рупором новых общественных идей. Чуть позже здесь показали «Ревизора», «Мертвых душ», «Женитьбу» и «Игроков» Гоголя.
Для Малого театра писали Тургенев, Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Реформаторские театральные позиции Островского - бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актёров, а не единого главного героя - приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. И тем не менее все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Островский сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актёрами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов. Малый театр стал домом для выдающихся артистов своего времени, - Садовского, Васильева, Рассказова, Ермоловой, Яблочкиной...
На рубеже XIX-XX вв. страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Повсеместно вырастали новые театральные эстетики (новые театральные реформы принесли Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов). Новые художественные веяния напрочь отрицали академичность и старые традиции. Но Малый театр оставался верен своим традициям. В 1918 при театре открывается театральная школа (с 1938 - Высшее театральное училище им. Щепкина, с 1943 - ВУЗ), а в 1919 Малому театру присвоено звание академического.
Репертуар театра 1930-1940 гг. в основном состоял из возвращения к классике, ставились пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал.
В разные годы театром руководили: Южин, Судаков, Садовский, Зубов и другие. С 1988 года художественный руководитель театра - Юрий Соломин.
Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы Островского: «Волки и овцы», «Не было гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди - сочтемся!». На сцене Малого театра была поставлена драматическая трилогия Алексея Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
В каждом сезоне Малый выпускает 4-5 новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Малый театр много и часто гастролирует - за последние годы он побывал в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны.